1i7 (1i7) wrote,
1i7
1i7

Categories:

Теория заговора в Попытке к бегству

Решил посмотреть, каким будет мир через сто лет победившего коммунизма и прочитать, наконец, Стругацких - сначала Полдень XXII век, потом Попытка к бегству из этой же вселенной.

Потом по свежим впечатлениям решил просмотреть отзывы/обзорные статьи (и, заодно, посмотреть хронологический порядок следующих произведений оттуда же).

ВНИМАНИЕ, под катом СПОЙЛЕРЫ!!!


Сюжет кратко по википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Попытка_к_бегству

При этом Саул неожиданным образом исчезает, причём выясняется, что он не современник своих молодых друзей, а «дезертир» из прошлого, заключённый, бывший бронетанковый командир Красной армии, бежавший для спасения своей жизни в будущее из фашистского концентрационного лагеря, но впоследствии устыдившийся[1] своей «попытки к бегству» и решивший вернуться в своё время «доделывать своё дело».

Т.е. здесь утверждается, что Саул - действительно обычный житель XX века, участник Великой Отечественной, каким-то чудом (это после всех вкусных технологий вышедшего в том же году Полудня) в трудный момент улетевший вперед на 200 лет. Ну не разобрался анонимус с википедии, с кем не бывает.

Но читаем дальше там же
В частности, Войцех Кайтох писал в монографии «Братья Стругацкие», что «сказочный» ход с путешествием Саула по времени — ничем не оправданное нарушение законов жанра: если произведение начинается в жанре фантастики, то и заканчиваться должно как фантастическое, не превращаясь в сказку.

Поискал навскидку еще несколько отзывов, везде примерно то же самое: столкновение цивилизаций и времен - феодализм, коммунизм XXII век, Странники, XX век. Оказывается, дело не только в википедии, версия вполне каноничная.

Ладно, все там же в Википедии читаем пояснение:

Далее, это первое наше произведение, в котором мы ощутили всю сладость и волшебную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ. Любых объяснений — научно-фантастических, логических, чисто научных или даже псевдонаучных. Как сладостно, оказывается, сообщить читателю: произошло ТО-ТО и ТО-ТО, а вот ПОЧЕМУ это произошло, КАК произошло, откуда что взялось — НЕСУЩЕСТВЕННО! Ибо дело не в этом, а совсем в другом, в том самом, о чём повесть. (Б. Стругацкий. Комментарии к пройденному)

Значит, ОТКАЗ ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ, хорошо, но не конкретизировано - там еще есть Странники и дорога с машинами, вполне логично, что ОТКАЗ относится к ним.

Ведь с Саулом, совершенно очевидно, все очень понятно:
https://www.e-reading.club/book.php?book=55061
- Он очень хорошо ориентируется в реалиях XXII века (легко уболтал Антона и Вадима улететь фиг знает куда), чуть странный, но в пределах нормы
- Прилетел на вертолете (подарил дяде Саше) - как научился летать?
- Носит с собой скорчер (пистолет-дезинтегратор) - где он его добыл?
- Курил в безынерционной камере в процессе перелета без малейших последствий для самочувствия (опытный Антон немного вспотел, Вадима нехило укачало) - зачем вообще этот эпизод?

Далее на Сауле - постоянно и, главное, очень со знанием дела, поносит феодализм:

[...]приговаривал Саул, непрерывно стреляя. – Феодализм… и без того достаточно… грязен.

ЭсЭсовцы, концентрационные лагеря - ладно-понятно, свежие впечатления. Но откуда у попаданца из середины XX века такие живые эмоции именно к феодализму, чуть ли не превосходящие неприятие фашизма?
NB: здесь логические неувязки можно попробовать оправдать историей о цензуре (типа сначала хотели изобразить сталинские лагеря, но потом заменили на нацистские), но все равно, причем здесь феодализм? Ну, называл бы феодалов (текущая экономическая формация на планете; до фашизма, т.е. открытой террористической диктатуры капитала, ей еще довольно далеко) фашистами (типа такие же жестокие), было бы вполне логично. Но откуда ненависть именно на феодалов и на феодализм?

Для человека, прибывшего из середины XX века (из центра борьбы с разбушевавшимся фашизмом) в будущее, чтобы потом впервые увидеть феодализм (определенными внешними чертами напоминающий фашизм), не вижу никакой логики. А если предположить, что человек был довольно хорошо знаком и с феодалами и с нацистами (в разных эпохах), а так же с Миром Полудня лично, все сразу встаёт на свои места.

Собственно, изначально я это даже не предполагал, на мой взгляд, это было вообще открыто и очевидно.

Все еще на Сауле ближе к финалу во время пальбы из скорчера по потоку машин:

– …но можно исправить некоторые исторические ошибки, – продолжал Саул, целясь.


В последнем рассказе Полудня "Какими вы будете" (1961, Попытка к бегству - 1962, по хронологии вышла сразу после исходного сборника, т.е. СРАЗУ после "Какими вы будете")
https://www.e-reading.club/chapter.php/55058/24/Strugackiii_-_Polden%27%2C_XXII_vek.html

Все вообще написано прямым текстом:

Я, говорит, ваш отдаленный потомок. Мы, потомки, очень иногда любим навестить вас, предков. Поглядеть, как идут дела, и показать вам, какими вы будете. Предков всегда интересует, какими они будут, а потомков – как они стали такими. Правда, я вам прямо скажу, такие экскурсии у нас не поощряются. С вами, предками, нужен глаз да глаз. Можно такого натворить, что вся история встанет вверх ногами. А удержаться от вмешательства в ваши дела иногда очень трудно. Так вмешаться, как я, например, сейчас вмешался, – это еще можно. Или вот один мой друг. Попал в битву под Курском и принялся там отражать танковую атаку. Сам погиб и дров наломал – подумать страшно. Правда, атаку он не один отражал, так что все прошло незаметно. А вот другой мой товарищ – тот все порывался истребить войска Чингиза. Еле удержали. Вот, собственно, и все. А теперь я пойду, обо мне наверняка уже беспокоятся».

Друг Петра Петровича, навестившего Горбовского, - не Саул, Саул (Савел Петрович Репнин) взят в плен под Ржевом:

заключенный № 819360 не является уголовным по кличке «Саул», а есть бывший бронетанковый командир Красной Армии Савел Петрович Репнин, взятый в плен немецкой армией еще под Ржевом в бессознательном состоянии.

Но ясно написано, что далекие потомки людей из Полудня просто так без ничего летают в прошлое, в том числе во времена Великой Отечественной Войны в середину XX века, исправляют всякие мелкие исторические косяки, в некоторых случаях даже погибают.

В картинку не совсем вписывается один маленький нюанс: почему Саул заразился от аборигена и немного полихорадил, если всем людям уже при Полудне делают универсальные прививки, а товарищ, навестивший Горбовского на космолете, не боится даже радиации? Но, во-первых, этого нюанса недостаточно, чтобы железобетонно утвердить общее место (типа прилетел из XX века, поэтому нет прививки) - это ясности не добавляет, а скорее наоборот: если уж прилетел в XXII век, со всеми познакомился, начился летать на вертолете и раздобыл скорчер, мог и прививку сделать заодно, тем более собрался дезиртировать на первую попавшуюся планету. Во-вторых, да и оклемался он от заразы довольно быстро. Вариант с обманом (симуляцией лихорадки) Антона и Вадима рассматривать не будем, скорее всего просто не было никакой заразы (тем более, вариант с заразой от Хайры - предположение Антона), а было сильное эмоциональное перенапряжение, наложившееся на усталость и психологический срыв.

Ну вот, вроде все прозрачно: Саул - человек из будущего за миром Полудня, летал в разные эпохи (как минимум, в феодализм и на Отечественную Войну), потом прилетел чуть вперед в XXII век и дальше по сюжету, другие варианты не допускает логика.

Однако на той же википедии идем по сноске [1] в первоисточник:

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, Сентябрь 2009
http://www.rusf.ru/abs/int0132.htm
Уважаемый Борис Натанович!
Я учусь во ВГИКе на сценарном факультете. Сейчас в мастерской мы работаем над экранизацией литературного произведения. Для своего учебного сценария я взяла «Попытку к бегству», т.к. это одна из моих любимых книг еще с детства.
Оказалось, что иногда очень трудно передать в визуальных образах и динамике действия то, что читаешь и прекрасно понимаешь «с листа». Поэтому у меня возникли вопросы, на которые я не смогла найти однозначного ответа в книге.
1) Каким образом Саул оказывается в будущем? Можно ли считать Саула одним из первых люденов-метагомов, т.е. человеком, обладающим сверхчеловеческими свойствами, например, способностью перемещаться во времени?

Наталья
Москва, Россия - 09/16/09 21:59:45 MSK

Борис Стругацкий
Не надо искать в приключениях Саула научно-фантастического объяснения. «Попытка» – не НФ-повесть. «Попытка» – притча, рассказ о человеке, попытавшемся сначала спасти себя от неизбежной и жестокой смерти, а потом – устыдившегося своей попытки к бегству и не пожелавшего стать дезертиром. Все же прочее – антураж, декорации, набор увлекательных второстепенностей.



Ура, я не один такой, есть еще и Наталья! Но зачем Борис Натанович мутит воду? Неужели Саул - действительно обычный командир Красной армии XX века, а все остальное списываем на сказку с ОТКАЗОМ ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ? Но вчитаемся в ответ внимательнее - ведь в этом ответе на прямой вопрос (не является ли Саул люденом-прогрессором) прямого ответа с прямым отрицанием предположения все-таки нет: Борис Натанович не отрицает очевидное предположение напрямую, а просто переводит тему на более важный аспект повести (собственно, это справедливо вообще для всего их творчества), ну и заодно удержал марку (для умных и так все разжевано, а недостаточно умные пусть спорят теперь до скончания веков).

Пыщ-пыщ!

П.С. И еще (понял только что, пока дописывал предполагавшийся быть последним предыдущий абзац).
Прочитаем ответ Бориса Стругацкого еще внимательнее еще раз:

«Попытка» – притча, рассказ о человеке, попытавшемся сначала спасти себя от неизбежной и жестокой смерти, а потом – устыдившегося своей попытки к бегству и не пожелавшего стать дезертиром

Ну, мало ли способов рассказать о человеке, который проявил слабость, убежал, потом раскаялся и исправился, тем более во время войны (тот же Бумбараш, например, хоть и война там другая). Причем тут вообще Полдень и путешествия во времени, если слабость проявили не Антон и не Вадим (психология XXII века), а именно Саул (по общепринятой версии - попаданец из XX века)? Чего такого удивительного, что человек из XX века может вообще струсить?

Но теперь примем за базу очевидную (не общепринятую, но, как я только что показал, единственно логичную) версию, что Саул - путешествующий во времени люден-прогрессор из времени, когда люди стали немыслимо могущественнее, чем и так не обделенные силой люди Полудня (настолько могущественнее, что Стругацкие не рискуют описывать их мир и технологии в деталях, поминая только мельком). И о чем получается эта повесть? А о том, что даже в мире после Полудня, в котором люди не боятся радиации, могут усилием мысли переместиться в любую точку пространства и времени, менять саму историю, возвращаться обратно, эти люди не превратятся в божеств египетского пантеона, а будут оставаться людьми: иметь право проявить слабость, испугаться, пережить угрызения совести, вернуться и исправить свои ошибки.

Ну, и получаем, что "Попытка к бегству" - это единственное (?, лично мне еще предстоит проверить) произведение серии, в котором люден не упоминается мельком, а является одним из ключевых действующих персонажей?
ДОБАВЛЕНО: ответ на последний вопрос не совсем.


В "Волны гасят ветер"[Spoiler (click to open)]главный герой Тойво Глумов (сотрудник КОМКОН-2, бывший прогрессор) — тоже люден, однако, большую часть повести он действует как обычный человек, т.е., находясь на стадии становления, психологию люденов в полной мере не демонстрирует.

P.S.-2 (2021): по поводу заразы от аборигенов и отсутствия у Саула прививки (биоблокады) — людены специальным образом не шли на эту процедуру (фукамизацию) и этому посвящена важная сюжетная линия в "Волны гасят ветер". С другой стороны, у них и без нее хватало возможностей к самовосстановлению, которые, впрочем, и были проявлены Саулом. Навряд ли авторы продумали этот второстепенный нюанс настолько сильно заранее, но, тем не менее.


Tags: Космос, мультики, образование, фактчек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments